Системы аллокации и бюджетирования расходов: «2 в 1» или «1+1»?
Я – за универсальность и выбираю «1+1», то есть система бюджетирования отдельно, система перераспределения косвенных расходов отдельно.
Мои аргументы:
- У разных систем часто бывают разные заказчики. Например, за аллокации отвечают те, кто готовит отчетность по финансовому результату, а не те, кто ведет контроль и учет расходов. Не всем заказчикам систем бюджетирования нужны аллокации, не все заказчики аллокации заинтересованы в автоматизации бюджетирования. Навязывание избыточного функционала не приветствую.
- Архитектура разных систем отличается. Для автоматизации контроля расходов обычно выбирают транзакционную (OLTP) платформу, для производительного расчета аллокации - аналитическую (OLAP). Единая реализация неизбежно приведет к ухудшению характеристик одной из систем.
На днях снова попросили показать автоматизацию аллокации в системе бюджетирования расходов. Доводы заказчика: в текущей системе бюджетирования уже есть простые аллокации, не хватает сложных, на основе формул; готовы поменять систему бюджетирования, чтобы в ней были аллокации.
Что думаю:
- Есть у банка система бюджетирования. Внедрена и работает. В ней можно маркировать расходы аналитическими признаками. То есть выполнять отнесение расходов напрямую к ЦФО, проектам и прочим объектам управленческого учета. Например, расходы на рекламу нового офиса сразу привязывать к соответствующему проекту развития или к конкретной точке продаж. Правильная система. Зачем ее менять?
- Аллокации – перераспределение косвенных расходов на объекты учета опосредованно, по заданным правилам (кост-драйверам), например расходов на имиджевую рекламу банка на разные подразделения банка. Такой системы автоматизации у заказчика пока нет. Можно поставить её рядом с системой бюджетирования, поручив недостающую часть задачи.
- Система бюджетирования и система аллокации будут служить источниками данных для детализации расходов в отчете о финансовом результате в разрезе принятой в банке аналитике. Решение будет оптимальным по срокам и по стоимости.
Ну и в качестве резюме: автоматизация бюджетирования и аллокации расходов «2 в 1», конечно, возможна. Но гораздо менее универсальна. Это – частное решение. И уж точно не стоит менять ради него работающую систему бюджетирования.