Два самых главных вопроса про автоматизацию аллокаций
Если у вас большой банк, то скорее всего, вы анализируете финансовый результат/внутренние расходы по подразделениям, клиентам, продуктам, каналам продаж, менеджерам и проч, а может быть совершенствуете бизнес-процессы на основе ФСА. И в качестве инструмента автоматизации распределения расходов используете либо иностранный софт, либо собственную разработку банка.
Насчет перспектив иностранного ПО комментарии излишни, а вот если перестает устраивать собственная разработка, значит вы реально выросли методически. Вам «жмут» архитектурные и другие ограничения самописного ПО. Когда-то оно начиналось как мелкая поделка для финансистов, но постепенно превратилось в значимую для банка систему, которая перестает справляться с множащимися задачами по производительности расчетов, по сложности сопровождения и проч.
Если ваш банк пока не в ТОПе, но вы обогащаете управленческую отчетность внутренними расходами, то вероятно, делаете это в электронных таблицах. Или пока не делаете, но планируете внедрить в практику и изучаете вопрос автоматизации, раз Excel теперь «не вариант».
Если собственная разработка 100% устраивает, вопрос импортозамещения системы, работающей во внутреннем контуре банка, не беспокоит, или заморачиваться с аллокациями вообще не планируется, то у вас все просто отлично. Иначе придется задуматься о выборе технологической платформы для автоматизации аллокаций.
Здесь вы столкнетесь с двумя противоположными проблемами:
ПЕРВАЯ ПРОБЛЕМА – рынок почти пуст
Реально работающего проверенного в банках отечественного ПО для аллокаций на рынке буквально раз-два и обчелся. Дело в том, что на этой «поляне» в банках и раньше конкурировали не более 3-5 поставщиков, из которых больше половины были иностранными.
Или ваши бизнес-требования «ложатся» в решения отечественной разработки, или стоит обратиться к опыту поставщиков и разобраться, не несут ли ваши пожелания ошибочных посылов, спродуцированных ограниченным опытом индивидуальной автоматизации. Полезное, кстати, упражнение.
ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА – предложений очень много
Да-да, многие интеграторы, прежде продвигавшие иностранный софт, сегодня предлагают свои услуги в качестве разработчиков ИТ-систем в нишах, которые покинули западные поставщики. Разумеется, и для автоматизации аллокаций.
Но не стоит забывать об известных рисках заказной разработки: первопроходец всегда получает неоптимальное решение, но платит существенно больше, потому что финансирует создание ПО «с нуля». И опыт внедрения иностранного ПО здесь не при чем. На создание тиражного решения нужны годы, множество сделанных ошибок и гораздо больше денег, чем вы готовы заплатить за проект.
Что же делать?
Мне близок простой и ясный подход, который легко решает проблему выбора. Он предполагает ответы потенциального отечественного поставщика всего на два вопроса:
- Как давно существует софт, который вы предлагаете?
- В каких банках и сколько лет он эксплуатируется?
А дальше все просто – 1-2 референса, которые подтвердят или опровергнут ответы поставщиков, и ваше решение.
Кстати, чтобы вам не вставать два раза, приложение «Аллокации» разработки компании Intersoft Lab представлено на российском банковском рынке уже 20 лет.
Последнюю версию приложения используют в московских и региональных банках разного масштаба. Например: во Всероссийском банке развития регионов, в НОВИКОМБАНКЕ, в казахстанском Банке ЦентрКредит, в Примсоцбанке, в Банке Левобережный, в Банке Казани и еще в целом ряде банков. Средний срок эксплуатации приложения в кредитной организации превышает 8 лет.