Проектный опыт

Автоматизация хозяйственного бюджетирования, управленческой и риск-отчетности

Задачи проекта

Для подготовки управленческой и риск-отчетности, ведения хозяйственного бюджета банк применял трудоемкую Excel-технологию, которая не обеспечивала эффективного решения задач управления бизнесом. Руководством банка было принято решение автоматизировать процессы бюджетирования и формирования отчетности на основе BPM-платформы «Контур».

Решение

Проект реализован на основе хранилища данных «Контур» с использованием приложений для финансовой консолидации, приложений «Управленческая отчетность» и «Бюджет хозяйственных расходов».

Чтобы гарантировать выполнение проекта в течении года, автоматизация бюджетирования хозяйственных расходов и управленческой отчетности шла параллельно. В течение трех месяцев было установлено хранилище данных «Контур», налажен ежедневный сбор информации о клиентах и данных бухучета из оперативных систем банка, настроены процедуры ежедневной проверки качества данных, загружаемых в хранилище. В следующие три месяца был автоматизирован расчет управленческого баланса и одновременно внедрена функциональность для планирования сметы. Банк сразу приступил к опытной эксплуатации функций планирования, что позволило сформировать бюджет на новый год в приложении «Бюджет хозяйственных расходов», еще до окончания проекта внедрения. В следующие полгода был автоматизирован расчет корректировок для уточнения управленческой отчетности, построены витрины данных и сформированы управленческие отчеты, обеспечен контроль исполнения бюджета хозяйственных расходов.

Следующим этапом развития системы стала автоматизация методики фондирования и формирование отчетов по матрице фондирования и графику ликвидности. Обеспечен ежедневный выпуск отчетов, исходя из текущего состояния активов и пассивов, которые предоставляются на рассмотрение Финансовому комитету и Правлению Банка. График ликвидности используется для анализа разрывов в сроках требований и обязательств и выявления  необходимости балансирования финансовых активов или обязательств банка с целью минимизации риска ликвидности. На основе данных матрицы фондирования принимаются решения о распределении ресурсов и целесообразности пересмотра установленных процентных ставок привлечения и размещения в целях поддержания плановой процентной маржи и получения запланированного финансового результата.

Результаты

  • В банке создано хранилище данных и обеспечен контроль качества данных для подготовки отчетности.
  • Автоматизирована подготовка управленческой отчетности в разрезе ЦФО, клиентов и валют. 
  • Автоматизированы процессы коллективного планирования и контроля исполнения хозяйственного бюджета, в которых участвуют более 30 сотрудников банка. Подготовка планов сметообразующих подразделений значительно ускорена и занимает 5−7 дней (ранее не менее 14 дней). За счет сокращения сроков банк перешел на ежеквартальную подготовку бюджетов и повысил точность планирования.  
  • Консолидированная смета формируется автоматически.  Непродуктивные трудозатраты на подготовку сводного плана и ошибки ручной консолидации полностью устарнены.
  • Сроки согласования платежей сократились до нескольких часов, исключено нецелевое расходование бюджета.
  • Атоматически формируется план-факт отчетность по исполнению хозяйственной сметы с учетом данных о фактических платежах из АБС.
  • Аресное отнесение затрат позволяет видеть детализацию хозяйственных расходов в финансовом результате.
  • Финансовый комитет и Правление Банка получают оперативную отчетность для анализа риска ликвидности и принятия решений по индивидуальным условиям (ставкам) привлечения и размещения ресурсов.