Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Масштабные подробности

Масштаб потребителя

Масштаб потребителя технологий Business Рerformance Management (управление эффективностью бизнеса) за 15 лет менялся. В России в последние годы лидером в использовании BPM-систем является банковский сектор. А среди отечественных кредитных учреждений масштаб потребителя определяют в первую очередь банки крупнейшие (80% от общего количества банков, входящих на 1 января 2014г. в Топ-50 по объему активов) и крупные (63% банков из Топ-100). Масштаб банков – потребителей Business Рerformance Management определяет и фактор филиальности (из Топ-100 банков, обладающих самым большим количеством филиалов, их более половины), а также фактор прибыльности (66% из Топ-100 самых прибыльных кредитны организаций).

15 лет назад про рынок Business Рerformance Management никто не знал. В это время технологии управления эффективностью бизнеса еще не отделяли от бизнес-аналитики (BA), и внедряли их организации-новаторы, если пользоваться маркетинговой терминологией. В основном они были сосредоточены в трех отраслях: ТЭК, торговля и финансы. Это были компании разного масштаба, имеющие развитую филиальную сеть и не имеющие таковой, занимавшие разные позиции в отраслевых рейтингах. Они имели мало общего – их объединяла только мотивация руководителей и лиц, принимающих решения, к экспериментам в области управления эффективностью, к внедрению новых методик и инструментов управления. Компании-новаторы сыграли роль локомотивов прогресса в области Business Рerformance Management, проложив магистральный путь, по которому технологии ВРМ вошли на российский банковский рынок.

Финал первой пятилетки ВРМ – 2004 год – стал самым на ВРМ-проекты в кредитных организациях урожайным за всю историю банковского сегмента ВРМ – стартовал 41 такой проект. При этом, по сегодняшним мерками, бюджет таких проектов был ничтожен – стоимость контрактов составляла приблизительно 200 тысяч долларов. По оценкам экспертов Intersoft Lab, сегодня чуть более трети тех банков сохранили лояльность своим поставщикам, примерно четверть уже не присутствует на рынке, а из оставшихся кредитных организаций половина отказалась от автоматизации управления эффективностью и до сих пор обходится средствами «малой автоматизации» (Excel, Access), а половина, учтя сделанные ошибки, позднее выбрали новых поставщиков.

Сегодня в России банки и финансовые институты возглавляют рейтинг потребителей Business Рerformance Management – на них приходится 35% общего числа ВРМ-проектов компаний, стартовавших период с 2000 по 2013гг. На втором месте – производство (15%), третье место занимает торговля (13%). При этом в настоящее время только 12,7% российских банков знакомы на практике с технологиями BPM.

За прошедшие годы постепенно сформировался узнаваемый портрет российского банка, который в своей деятельности активно использует современные средства автоматизации, обеспечивающие ИТ-поддержку управления эффективностью бизнеса. На основе этого можно судить о современном масштабе потребителя технологий BPM.

В первую очередь это крупнейшие банки, которые занимают верхние позиции в финансовых рейтингах. Так, среди кредитных организаций, занимающих первые 50 мест в рейтинге банков по объему активов на 1 января 2014г., который был подготовлен агентством «РИА Рейтинг» на основе данных Банка России, 80% являются потребителями BPM. Данная цифра может быть занижена, поскольку сведения об использовании банками BPM-систем взяты из открытых источников. Если к крупнейшим банкам прибавить крупные (входящие в Топ-100 указанного рейтинга), этот показатель тоже достаточно высокий – 63%, а если взять банки, занимающие в рейтинге позиции с 51 по 100 (включительно), то в данной выборке присутствует 46% потребителей BPM. Чуть ниже аналогичный процент у банков, включенных в Топ-200, – 43%. Если же банки, входящие во вторую сотню по размерам активов, рассматривать отдельно, то количество потребителей составит всего 23%.

Еще одна важная характеристика масштаба потребителя технологий BPM – наличие в инфраструктуре филиалов, в том числе и территориально удаленных от головного офиса, расположенных в других городах и даже странах. По рейтингу РБК, подготовленному по состоянию на конец ноября 2013года, среди 100 кредитных организаций, обладающих самым большим количеством филиалов, дополнительных, операционных, кредитно-кассовых офисов, представительств и операционных касс вне кассового узла, число потребителей ВРМ больше половины – 54%, а если взять первые 50 позиций, то этот показатель еще выше – 76%.

Необходимость в BPM-технологиях многофилиальных банков, находящихся в верхней части таблиц финансовых рейтингов, связана с объективной потребностью в оперативной обработке значительного объема данных и с нужной банку детализацией. Использование для этого «подручных средств» не представляется возможным.

Наряду с объективными потребностями кредитных орагнизаций в технологиях управления эффективностью бизнеса, существует субъективные. В их основе лежат стратегические цели, инициируемыми акционерами и топ-менеджерами таких банков.

Важное условие для обращения к технологиям BPM – эффективность работы банка, которая базируется прежде всего на показателях рентабельности активов банка и показателях его прибыльности. Рентабельность отражает положительный совокупный результат деятельности банка в хозяйственно-финансовой и коммерческой сферах. Среди первых ста позиций, представленных в рейтинге банков России по рентабельности активов, 40 принадлежит банкам – потребителям BPM. Прибыль отражает результативность работы банка. Из ста банков, возглавляющих рейтинг PБК «Самые прибыльные и убыточные банки за 9 месяцев 2013года», 54% являются заказчиками проектов по автоматизации управления эффективностью бизнеса.

Как показывает анализ рейтинга (рэнкинга) российских банков по ключевым показателям деятельности, который рассчитывается по методике портала Banki.ru с использованием отчетности кредитных организаций Российской Федерации, кредитные учреждения, отдавшие предпочтение BPM, показывают значительный рост финансовых результатов. Если проследить динамику таких показателей у нескольких банков, реализовавших BPM-проекты на основе платформы «Контур» производства компании Intersoft Lab в последние год-полтора, то мы видим, что только за период с июля 2013 г. по июль 2014 г. банк «Новиком», например, ушел вперед на 5 позиций, переместившись с 41-го места на 36-е; Русский Международный Банк – на 11 (с 126-го места на 115-е), а Военно-Промышленный Банк вообще показал взрывной взлет: по ключевым показателям деятельности он перескочил на 45 позиций – в июле 2013 года он занимал 162-ю строку соответствующей таблицы, а в июле 2014 года – уже 117-ю.

Сегодня внедрение ВРМ – это уже не эксперимент, а осознанный выбор крупнейших, крупных кредитных учреждений, а также амбициозных, быстро растущих банков c эффективным менеджментом. Их характеризует высокая культура эффективности управленцев с четкими ориентирами совершенствования управленческих процессов в банке, а также нацеленность на рост банковского бизнеса и стремительную рыночную экспансию. А для этого требуется совсем другие бюджеты – от 500 тысяч до 10 миллионов долларов в зависимости от масштаба и предпочтительных компонентов ВРМ-решения.