Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Масштабные подробности

Масштабы ИТ-решения

Концепции управления эффективностью бизнеса (Business Рerformance Management, BPM) и специализированному ПО исполнилось 15 лет. За это время масштабы ИТ-решений заметно увеличились: от заказных BPM-проектов рынок перешел к тиражным, от автоматизации одной прикладной задачи – к внедрению комплекса приложений по управлению прибыльностью компании. На десятилетие задержавшись на «уровне финансовых отделов» российский компаний, BPM-системы наконец становятся неотъемлемым инструментом на всех уровнях управления современным бизнесом.

На протяжении 15 лет существования рынка BPM масштабы ИТ-решений стабильно росли. При этом рост проходил сразу в двух проекциях: по охвату потребителей ВРМ-технологий и по составу решаемых задач управления.

В начале ХХI века и в мире, и в России основными заказчиками и трендсеттерами технологий управления эффективностью бизнеса были крупные распределенные организации – холдинги, корпорации, многофилиальные банки, торговые сети и другие. Но если в нашей стране интерес к ВРМ-системам был сосредоточен на уровне планово-аналитических подразделений организаций, ответственных за бюджетирование и подготовку управленческой отчетности, то в мире он сразу проник за границы финансовых и аналитических отделов. Это связано с различием в методах ведения предпринимательской деятельности и сложившейся на тот момент культуре использования автоматизированных управленческих систем. Иностранные компании, сформировавшиеся в рыночных условиях и уже получившие к этому времени опыт работы с BI-системами, ставили своей целью получение интегрированных технологий управления бизнесом, обеспечивающих информацией для принятия решений как финансовые, так и бизнес-подразделения организации.

Постепенно масштаб потребителей расширился и охватил не только крупные корпорации и холдинги, но и средний бизнес. К настоящему моменту самыми востребованными задачами, для решения которых иностранные компании внедряют ВРМ-системы, стали управление прибыльностью, планирование, бюджетирование и прогнозирование, подготовка финансовой и управленческой отчетности (по данным IDC).

На российском рынке сложилась другая ситуация. В начале ХХI века страна только отходила от кризиса 90-х годов. Богатый мировой опыт предпринимательства перенимался сумбурно и неструктурированно. Так произошло и с Business Performance Management.

В 2000-х годах в нашей стране технологии управления эффективностью бизнеса были малоизвестны, их даже не отделяли от бизнес-анализа, но уже тогда появлялись компании-новаторы, чей смелый менеджмент был заинтересован попробовать ИТ-продукты нового поколения. Руководители финансовых подразделений организаций, не связанных между собой ни единой отраслью, ни позициями в деловых рейтингах, обращались к разработчикам за решением задач в области управления и анализа. Наиболее распространенными направлениями автоматизации управленческих процессов были финансовая консолидация и основанная на ней управленческая отчетность, а также бюджетирование, которое пользовалось существенно меньшим спросом. Однако внедрялись соответствующие ИТ-приложения, как правило, не в комплексе, а по отдельности – в зависимости от «болезненности» проблемы. Таким образом, из профессионального интереса, здоровых амбиций, ИТ-моды и технологических возможностей к 2005 году сформировался спрос на продукты BPM.

Вторую пятилетку российского BPM-рынка можно описать укреплением спроса с сохранением масштабов ИТ-решений, которые остались на тактическом уровне управления. Именно руководители финансовых департаментов и бухгалтерий, ответственные за бюджетирование, подготовку управленческой и регулятивной отчетности, становились в своих компаниях инициаторами перемен в автоматизации технологий управления эффективностью. Как сейчас принято говорить, они были евангелистами Business Performance Management.

Спустя 15 лет после появления в России первых проектов внедрения систем управления эффективностью масштабы BPM-решений практически достигли мирового уровня. Горизонтальное расширение масштабов характеризуется включением все большего количества подразделений и департаментов одной организации в единую систему управления эффективностью бизнеса. К приоритетным направлениям прикладной автоматизации: бюджетированию, подготовке управленческой и регулятивной отчетности – добавляется финансовое планирование. При этом трансформируются цели управленческой отчетности – это уже не просто инструменты констатации финансовых показателей организации и ее подразделений за прошедшие периоды, это – основа для принятия решений по управлению операционной прибыльностью.

Меняется и сама управленческая отчетность – она становится более детальной, готовится на основании данных оперативного учета, а не только на базе бухгалтерских показателей, как было ранее, содержит широкий набор аналитических разрезов, в которых представлены финансовые результаты организации (продукты, клиенты, каналы продаж и пр.). Эти прозрачные аналитические данные в виде отчетности востребованы не только финансистами – они циркулируют по всем заинтересованным подразделениям, прежде всего маркетинга и продаж, и поступают на все уровни управления организации (стратегический – к высшему руководству, тактический – в финансовый бэк-офис, и операционный – к продавцам работающим во фронт-офисе), позволяя более эффективно принимать управленческие решения. Таким образом, масштабы ИТ-решения изменились и по вертикали – BPM-автоматизация вышла за рамки тактического уровня управления организацией: одновременно охватила и стратегический, и операционный уровни управления.

Такая ситуация стимулирует расширение состава ИТ-инструментов, обеспечивающих автоматизацию управления прибыльностью: платформы для финансовой консолидации и управленческой отчетности функционируют в комплексе с приложениями для перераспределения накладных расходов, расчета трансфертной стоимости ресурсов и функционально-стоимостного анализа, а также финансового планирования и бюджетирования хозяйственных расходов. Поэтому современные BPM-решения предполагают внедрение пяти и более прикладных задач в рамках одного ИТ-проекта. В 2014 году, например, компания Intersoft Lab реализовала комплексные ИТ-решения по автоматизации управления прибыльностью бизнеса для «Новикомбанка», казахстанского банка «ЦентрКредит», «Примсоцбанка» и банка «Левобережный».

У потребителя уже появилось зрелое понимание преимуществ использования BPM-платформ для поддержки принятия управленческих решений. Из этого следует, что задача автоматизации управления прибыльностью бизнеса вышла на первый план и масштабы ИТ-решений в плане функциональности будут только расти.