Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Антикризисные задачи банков: взгляд со стороны ИТ

На каких областях автоматизации сосредотачиваются ИТ-департаменты банков в период нестабильности? Какова роль BPM-технологий в этой ситуации? Как подойти к выбору BPM-систем в условиях дефицита ИТ-бюджета? Ответы на эти вопросы представлены в экспертной статье Intersoft Lab, подготовленной специально для портала «Bankir.ru».

Финансовый кризис заставляет кредитные учреждения перестраивать бизнес. Уменьшение доходности вынуждает банки снижать активность развития, сворачивать одни направления, реформировать и расширять другие. В период таких перемен задача ИТ-поддержки банка существенно усложняется.

На фоне сокращения бюджетов и численности персонала возрастают требования к качеству ИТ-сопровождения всех служб банка: бизнес-подразделений, финансовых служб и менеджмента. ИТ-службам необходимо быстро реагировать на изменение бизнес-стратегии и организационные перестройки банка, оперативно отвечать на рост требований к качеству и скорости предоставления информации для принятия решений.

Каким задачам ИТ-руководители банков ставят сегодня высший приоритет?

На этот вопрос ответили ИТ-директора российских банков на круглом столе «Антикризисная ИТ-стратегия банка. Как сократить ИТ-издержки», который состоялся в конце 2008 года в Ассоциации российских банков. В пятерку самых актуальных задач вошли:

1. Сокращение затрат

В текущей ситуации главной возможностью увеличить доходность банковского бизнеса становится снижение операционных расходов, включая расходы на проведение банковских операций и прочие административно-хозяйственные расходы. В рамках задачи оценивается эффективность бизнес-направлений (бизнес-подразделений), системы распространения продуктов - филиальной сети, обслуживающих подразделений. Реализацией программы снижения издержек может стать реструктуризация бизнеса и ликвидация нерентабельных звеньев, сокращение персонала как основных, так и вспомогательных подразделений.

2. Повышение эффективности банковских операций

Эту задачу можно назвать продолжением предыдущей, она предполагает оптимизацию бизнес-функций по выполнению банковских операций и, соответственно, оптимизацию себестоимости банковских продуктов и услуг с той же целью повышения доходности.

3. Привлечение новых клиентов

Борьба за клиентов будет ожесточаться. Банки будут усиливать мероприятия по привлечению клиентов: максимально поддерживать действующую клиентскую базу, стимулировать возобновление операций с клиентами, с которыми утерян контакт, стремиться получить клиентов банков, ушедших с арены.

4. Выполнение требований органов надзора

Актуальность задачи подготовки обязательной отчетности банка усиливается в кризис. Сейчас ЦБ строго относится к несвоевременной сдаче отчетности, что может стать основанием для отзыва лицензии банка.

5. Совершенствование системы управления рисками

У банков больше нет возможности откладывать эту задачу. Контроль банковских рисков и, прежде всего, риска ликвидности является условием выживания банка.

Решение перечисленных задач требует поддержки со стороны ИТ-службы банка. С одной стороны, необходимо обеспечить оперативное получение достоверной информации о деятельности всех подразделений и филиалов банка. В частности, для подготовки управленческой отчетности, позволяющей оценить доходность бизнес-направлений и продуктовых линеек, выпуска обязательных отчетов для надзорных органов, расчета показателей рисков требуется создать качественную информационную базу, в которой будут интегрированы данные бухгалтерского учета, данные по сделками и клиентам из разных автоматизированных систем банка. Для выработки мероприятий по привлечению клиентов (специальных предложений и акций) необходима маркетинговая аналитика, такая как среднехронологический остаток по счету; количество транзакций по счету за последний месяц; услуги, которыми пользуется клиент, и др.

Создание базы данных для целей управления и подготовки обязательной отчетности - не всегда тривиальная задача. И главная проблема здесь даже не в обеспечении интеграции разнородных систем, а в качестве исходных данных. Так, данные первичного учета в АБС могут не иметь необходимой аналитики для получения управленческих показателей в разрезе продуктов, центров ответственности. Или возьмем пример, когда из-за отсутствия в АБС аналитики о связях (аффилированности) клиентов возникают сложности с подготовкой формы 0409118 «Данные о крупных кредитах», в которой необходимо указывать связанных заемщиков.

С другой стороны, миссия ИТ-службы - не только создать качественную информационную базу, но и предоставить менеджерам инструменты для прикладной обработки этих данных - риск-инструменты, системы подготовки отчетности, приложения для автоматизации бюджетирования и моделирования структуры доходов и расходов и др. Здесь на помощь ИТ-специалистам приходят банковские хранилища данных и BPM-системы, построенные на их основе. BPM - сокращение от английского Business Performance Management - управление эффективностью бизнеса. Система класса BPM предлагает хранилище данных с готовой отраслевой моделью данных, например, моделью для банков, и набор приложений для автоматизации комплекса процессов управления, таких как планирование и бюджетирование, управление доходностью, управление рисками, подготовка управленческой и регулятивной отчетности. Хранилище данных обеспечивает сбор данных из разных источников, их консолидацию и обогащение необходимой аналитикой. Приложения выполняют обработку данных: расчет показателей, выпуск отчетности и др.

Сегодня BPM-решения c моделью данных для кредитных учреждений предлагают западные компании IBM, Oracle. Из российских разработчиков программного обеспечения BPM-систему с моделью для отечественных банков предлагает Intersoft Lab.

Приоритеты автоматизации управленческих технологий в банках в 2009 году

Однако «урезанные» ИТ-бюджеты ограничивают состав задач, которые сегодня можно решать на основе хранилища данных. Каким образом? О своих планах и приоритетах по автоматизации управленческих технологий рассказали участники XIV Международного форума разработчиков интегрированных банковских систем. В качестве первоочередных задач автоматизации на текущий год руководители ИТ-служб выделяют подготовку отчетности для регуляторов, управление рисками и управление доходностью. Почему на первое место ставят подготовку обязательной отчетности понятно. Сейчас ЦБ ужесточает контроль за банками: расширяется детализация отчетных форм, ряд отчетов переходит в режим ежедневного выпуска. Новые требования к отчетности не всегда удается реализовать на стороне АБС (вспомним пример с формой 0409118), поэтому ИТ-службы будут в поиске новых решений. В качестве одного из инструментов для автоматизации подготовки отчетности ИТ-руководители рассматривают хранилище данных.

На что обращать внимание при выборе программного обеспечения в кризис

Внедрение BPM-системы на основе хранилища данных способствует повышению эффективности менеджмента и увеличению доходности бизнеса. Конечно, выбирать и внедрять такое ПО стоило бы еще в период стабильности, тогда бы сейчас можно было бы «пожинать» плоды от применения BPM-технологий. Кризис же заставляет искать решения по минимальной цене, с минимальными сроками и рисками проекта. Однако даже для реализации экономичных проектов сохранится стремление взять решение «на вырост». Об этом говорят результаты опроса участников круглого стола в АРБ, посвященного проблемам выработки антикризисной ИТ-стратегии банка. ИТ-руководители банков выделяют следующие критерии для выбора ПО в кризис:

Возможность интеграции в ИТ-инфраструктуру

Программный комплекс должен поддерживать различные технологии интеграции с учетными системами банков для пакетной загрузки данных в хранилище, очистки и трансформации данных при загрузке, обмена данными в реальном времени, объединения выборок из разных источников. Широкие интеграционные возможности снижают риск нереализуемости проекта, развивают спектр задач, решаемых на BPM-платформе. Если комплекс совместим с различными интеграционными платформами, можно сэкономить и использовать имеющуюся в банке платформу.

Успешный опыт внедрения в России

Сейчас не время ставить эксперименты на самих себе. Важно убедиться, как это реально работает в других российских банках. Сделать референс-визит, познакомиться с решением и отзывами пользователей. Если продукт адаптирован для российских банков, имеет много успешных внедрений - это гарантия минимизации рисков и сроков проекта.

Широта функциональных возможностей

Конечно, сегодня актуально решить первоочередные проблемы минимизации затрат и подготовки отчетности, но при стабилизации ситуации бизнес будет активно развиваться, возникнут новые задачи, потребуется автоматизировать МСФО и др.Поэтому, выбирая ПО, важно оценивать комплексность инструментов BPМ и масштабируемость системы.

Конкурентная стоимость

Приоритеты выбора смещаются в сторону «цена-качество». Чтобы минимизировать расходы, банки будут отдавать предпочтение российским разработкам, имеющим развитую BPM-функциональность, но по ценам в несколько раз менее дорогостоящие, чем западные продукты.

Таким образом, во главе угла становятся только прагматичные критерии выбора хранилищ данных и ВРМ-систем: стоимость, функциональный охват, отечественная практика применения. Известность бренда имеет минимальный рейтинг. Сейчас банки больше озабочены не повышением капитализации, а ликвидностью и рентабельностью бизнеса, поэтому будут выбирать более «бюджетные» российские решения, ориентированные на отечественную специфику и законодательство.

***

Взгляд сквозь призму ИТ на развитие ситуации в банках в период кризиса позволяет прогнозировать спрос на хранилища данных и BPM-системы, особенно высокий интерес будет к функциональности по подготовке обязательной отчетности. Для ИТ-службы банка кризис может стать временем «наращивания мускулов»: выбирая BPM-решение «на вырост», можно решить текущие задачи, поддержать ИТ-стратегию, когда проблемы закончатся и начнется активное развитие бизнеса.

Автор: Ю. Амириди

Источник: Bankir.ru, 2009.16.3