Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Банки и технологии

Опыт построения банковского Хранилища


Прошедшая в апреле конференция "Технологии банковского бизнеса: управление банком" предоставила возможность значительно расширить географию контактов журнала "Банки и технологии". На ней мы познакомились, в частности, с Юрием Рудневым, начальником Управления автоматизации "Эллипс-банка" (г. Нижний Новгород). Опыт построения банковского хранилища данных, о котором он рассказал, показался нам интересным. Мы также выяснили, что к данному проекту уже проявил серьезный интерес ряд крупных корпоративных клиентов и партнеров "Эллипс банка". Это позволяет нам предположить, что уже в ближайшее время этот опыт будет тиражирован среди других Нижегородских банков и предприятий. О самом проекте, его реализации, результатах и планах читайте в этом интервью.

- Юрий, нашим читателям было бы интересно познакомиться с Вашим банком. Расскажите о нем, пожалуйста.

- "Эллипс банк" - один из старейших и наиболее динамично развивающихся Нижегородских банков, делающий акцент на предоставлении своим клиентам современных высокотехнологичных услуг. Так, наряду с традиционными услугами ("Клиент-банк", пластиковые карты и т.д.), мы еще в 1999 году предложили нашим клиентам обслуживание по системе Интернет-банкинга - "Телебанк-НН". На тот момент мы были четвертым в России и первым в Нижегородском регионе банком, предложившим такую услугу. Сейчас клиенты нашего банка имеют возможность круглосуточной оплаты коммунальных и других платежей в режиме он-лайн через интернет, по телефону или в банкоматах банка. Мы сотрудничаем с несколькими системами электронных переводов и электронных расчетов, а в мае первыми среди нижегородских банков подписали договор на присоединение к системе мобильных платежей SimMP и планируем предложить эту услугу нашим клиентам в третьем квартале этого года. Высокий уровень автоматизации бизнес-процессов позволяет нам снижать издержки, что подтверждается рейтингом самых рентабельных банков, опубликованном в ноябрьском номере "Национального банковского журнала", в котором мы занимаем 53 место среди полутора тысяч российских банков и первое в Нижегородском регионе.

- В чем причины того, что небольшой региональный банк принял решение внедрять информационно-аналитическую систему?

- Таких причин несколько и они, на мой взгляд, не зависят от величины и местоположения банка. Это: улучшение качества управления банком за счет имеющихся в таких системах инструментов бюджетирования, управленческой отчетности, позволяющей в полном объёме отслеживать принятые банком риски; повышение качества и скорости составления стандартной отчетности, в том числе и по МСФО; освобождение АБС банка от несвойственных ей аналитических задач и продление за счет этого срока ее службы; возможность разработки на базе информационно-аналитической системы дополнительных модулей, например "кредитные карты", разработка которых на базе существующей АБС привела бы к чрезмерной нагрузке на нее.

- Внедрение информационно-аналитической системы - шаг очень серьезный. По каким критериям выбиралась система?

- После того, как руководством "Эллипс банка" было принято принципиальное решение о внедрении хранилища данных, нами был разработан ряд требований, которым должна была отвечать эта система. Первое - это соответствие СУБД, на которой построена система, масштабам бизнеса банка, позволяющее оптимизировать как цену решения, так и проблему надежности работы. Изначально мы отдавали предпочтение СУБД MS SQL. Второе - это функциональность системы, т.е. кроме основной функции хранения и предоставления исходных данных система должна выполнять ряд других задач, связанных и с ведением бюджета банка, и с подготовкой обязательной отчетности в ЦБ, и отчетности по МСФО, а также должна иметь инструменты для разработки собственных приложений силами управления автоматизации банка. В частности, в наших планах разработать модуль овердрафтного кредитования по кредитным картам. Система должна достаточно легко администрироваться. Наш банк - небольшой, мы не можем позволить себе принять дополнительного сотрудника для обслуживания хранилища данных. Поэтому важно, чтобы продукт легко конфигурировался, а внесение изменений в конфигурацию и настройку не отнимало много времени. Рабочие места аналитиков банка, должны иметь простой, дружественный интерфейс. В ближайшем будущем мы планируем широко использовать OLAP-интерфейсы, чтобы снять с IT-службы нагрузку по подготовке управленческой отчетности.

- Почему остановили выбор на финансовом хранилище данных "Контур Корпорация" компании Intersoft Lab?

- Наш выбор был не случаен. Мы провели сравнительный анализ предлагаемых решений. Всего было рассмотрено несколько систем, предлагаемых и отечественными компаниями-разработчиками АБС, и фирмами, предлагающими специализированное ПО западных поставщиков. На наш взгляд, система "Контур Корпорация" наиболее полно соответствует тем критериям, о которых говорилось выше. Минувшим летом мы также посетили демо-день по постановке и автоматизации бюджетирования, который проводила компания Intersoft Lab. Мы получили исчерпывающую информацию не только о системе, но разобрались в технологии ее внедрения. Кроме того, важную роль в принятии решения сыграли положительные рекомендации специалистов других банков, в которых уже эксплуатируется эта система. Еще одним огромным преимуществом программного продукта является то, что в состав поставки входят готовые формы обязательной отчетности для ЦБ РФ.

- В Вашем проекте была "изюминка" - все работы по внедрению системы специалисты банка провели самостоятельно. Насколько такой подход к внедрению системы автоматизации аналитических и управленческих методик оказался удачным?

- Конечно, на таком решении, в известной степени, сказался и фактор территориальной удаленности от фирмы-разработчика, но он оказался не главным. Во-первых, чем больше "попотеешь" на этапе установки системы, тем проще будет потом ее эксплуатировать. Во-вторых, мы практически с самого начала решили не ограничиваться отношениями "продавец-покупатель", а перейти к партнерским отношениям с фирмой-производителем по продвижению их решений на Нижегородский рынок. А для этого необходимо досконально изучить систему, что возможно лишь при самостоятельной работе. Насколько такой подход окажется удачным - покажет время.

- Всегда интересен сам процесс реализации проекта. Юрий, расскажите, как он проходил в Вашем банке? Что конкретно делалось, в какие сроки, и какими силами?

- Весь период от принятия решения до установки первого рабочего места занял около полугода. Первый этап, который можно назвать организационным, длился порядка полутора месяцев. В ходе него были согласованы договора с компанией Intersoft Lab, определен состав и создана рабочая группа по внедрению системы, в которую вошли: руководитель проекта, администратор БД и администратор АБС. Группа была составлена таким образом, чтобы сделать процесс внедрения максимально эффективным. Руководитель группы был хорошо знаком с программным продуктом, администратор БД обеспечивал конфигурирование MS SQL, а администратор нашей банковской системы разрабатывал инструменты, позволяющие перегружать данные из АБС в Хранилище (так называемый "шлюз").  Собственно установка и внедрение системы заняли около четырех месяцев: с середины января по середину мая.

На втором этапе был разработан и отлажен "шлюз" по передаче данных из эксплуатируемой в банке АБС "Инвобанк" в "Контур Корпорацию". Еще раз хочу подчеркнуть: мы приобретали хранилище данных, чтобы переложить на него всю аналитическую работу. В банке в среднем 20 операционистов ежедневно вводят информацию в АБС. Мы настраивали систему таким образом, чтобы первичные банковские документы из АБС каждые 15 минут автоматически перегружались в хранилище. Это позволяет консолидировать в хранилище актуальную информацию, которая необходима для работы банковским аналитикам. В процессе интеграции систем мы обратили внимание на разные принципы отражения операций в АБС "Инвобанк" и в "Контур Корпорации". Дело в том, что в АБС по счетам депозитов физических лиц ведется синтетический учет, а аналитический ведется в отдельном модуле "Вклады". Для решения управленческих задач и получения отчетности в "Контур Корпорацию" должна быть собрана полная информация по всем договорам. В "Контур Корпорации" счета сгруппированы в иерархии неограниченной вложенности. Благодаря этому, в одном интерфейсе можно просматривать подчиненность синтетических счетов по видам вкладов и лицевых счетов вкладчиков. В интерфейсе плана счетов можно "спуститься" от уровня балансовых счетов до лицевых и ниже - до субсчетов и даже проводок. Этого не реализует ни одна АБС. Благодаря тому, что система поддерживает историю хранения остатков по дням по лицевым счетам вкладчиков, мы получили возможность быстро выявлять вкладчиков, нарушивших условия договора с банком, чтобы изменить условия выплат им. Второй этап оказался самым сложным и трудозатратным. Он длился более двух месяцев.

Третий этап занял около месяца. Мы сразу сориентировались на перспективу и спроектировали виды анализа первичных данных, которые будут выполняться в хранилище, например анализ счетов вкладчиков по срокам погашения договоров. Оказалось, что для выполнения всех видов анализа в АБС недостаточно данных. Чтобы исправить этот недостаток, операционисты дополнительно ввели новые атрибуты счетов (в частности, сроки погашения договоров) в системах "Операционный день" и "Вклады". Для загрузки этих новых атрибутов был доработан шлюз и отлажены процедуры автоматической передачи данных из АБС в хранилище.

На четвертом, заключительном, этапе с помощью шлюза мы загрузили в хранилище данные бухучета и более 5000 счетов вкладчиков, начиная с 1 января 2004 года и до текущей даты. Около двух недель ушло на выверку счетов. В результате мы получили одинаковые остатки на счетах в АБС и "Контур Корпорации" и перешли к работе в режиме ежедневного сбора данных в хранилище. Параллельно началась установка системы на рабочие места аналитиков банка.

- Оказывали ли Вам помощь специалисты поставщика, и в чем эта помощь состояла?

- Безусловно. Во-первых, это отличная документация. Без такой полной и удобной в работе документации мы вряд ли смогли бы справиться с этой работой в такие сроки. Кроме этого, по мере необходимости, проводились консультации, а на заключительном этапе - тестирование установленной системы специалистами компании Intersoft Lab. То, чтобы систему будут тестировать сотрудники компании Intersoft Lab, было для нас принципиально важно. Поскольку мы самостоятельно устанавливали программный продукт, необходимо было убедиться в правильности конфигурации, отражения первичных документов, в полноте и корректности выгрузки информации из АБС в Хранилище

- Можно ли сегодня говорить о реальных результатах? Каковы перспективы проекта?

- О практических результатах говорить пока рано, поскольку ещё только началась установка рабочих мест. Однако перспективы у этого проекта, я думаю, большие. Во-первых, мы планируем с помощью системы "Контур Корпорация" повысить качество управления за счет предоставления руководству банка и аналитическим службам оперативной, достоверной и удобной к восприятию информации. Также на эту систему будут переложены задачи составления отчетности как ЦБ, так и по МСФО, и ведения бюджета банка, что позволит повысить эффективность нашей работы. Самые ближайшие планы - подготовить обязательную отчетность за июнь параллельно в АБС и "Контур Корпорации". Это необходимо для стыковки систем, для сравнения данных. Причем сначала планируется наладить выпуск отчетных форм, которые мы приобрели вместе с хранилищем.

- Исходя из имеющегося опыта, какие советы Вы могли бы дать своим коллегам, перед которыми стоят аналогичные задачи?

- В настоящее время вопрос организации хранилищ данных становится все более актуальным для банков. На конференции "Технологии банковского бизнеса: управление банком" тема одного из заседаний круглого стола была "Автоматизация современных управленческих технологий: АБС или Хранилище данных". Мне кажется, правильнее было бы - "АБС и Хранилище данных" и совместный опыт "Эллипс банка" и фирмы Intersoft Lab лишнее тому подтверждение.

Тем же, кто сейчас выбирает себе Хранилище, хотелось бы посоветовать обращать внимание на несколько фактов. Во-первых, это наличие инструментов для быстрого извлечения информации из хранилища и ее анализа. Кроме того, интерфейсы системы должны быть удобны и понятны рядовому пользователю. Для быстрого внедрения системы важно, чтобы в состав поставки были включены готовые алгоритмы анализа и формы отчетности. Для дальнейшего развития система должна иметь инструменты разработки собственных приложений, алгоритмов и отчетов. Важным критерием является апробированность программного продукта в других банках. Для нас решающим при выборе системы "Контур Корпорация" стал именно этот фактор.

- Посоветуете ли Вы банкам внедрять Хранилище своими силами?

- Что же касается самостоятельного внедрения, то все зависит от квалификации специалистов банка. Если есть профессионалы, которые досконально изучат систему, то они, несомненно, справятся с этим делом, - почему бы тогда не внедрить самостоятельно? Мы это делали не только потому, что у нас есть такие высококвалифицированные специалисты, но и потому, что изначально планировали стать партнерами Intersoft Lab. А партнерский статус требует хорошего знания продуктов.

Клиент в других публикациях