Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Bankir.ru

Какие управленческие ИТ-системы устарели?

Почему благозвучие аббревиатуры MIS (Management Information System) затмевает содержание этой концепции управленческих информационных систем, и как распознать устаревшее управленческое ПО? 

Мода на информационные технологии – это реальность: ими интересуются, обсуждают, «примеряют» на себя и в итоге решаются попробовать или откладывают покупку до лучших времен. Вот только проверенный принцип fashion-индустрии, где все актуальное и остро модное – это хорошо забытое старое, в ИТ работает особенным образом: отталкиваясь от накопленного опыта, новые технологии уходят принципиально вперед. В итоге на глазах изживают себя концепции информационных систем, целые классы ПО и, конечно, конкретные программные продукты.

Отстать от рынка – значит потерять конкурентоспособность. Это утверждение сегодня в равной мере справедливо для разработчиков и потребителей ИТ в области управления бизнесом. Но в отличие от мира моды, «уцененных» информационных технологий не бывает, бывают устаревшие – концептуально, архитектурно, функционально и проч. Не успев вовремя перестроиться, кто-то продолжает продвигать в банки отжившие концепции и их реализации, а введенные в заблуждение потребители ставят цели по их воплощению в жизнь. Предлагаю небольшой экскурс в историю развития управленческого ПО, который поможет банкам распознавать ИТ-ископаемые, замаскированные под современные системы автоматизации управления.

В середине 60-х годов прошлого века на смену базовым системам обработки транзакций (Transaction Proceccing System, TSP) пришли управленческие информационные системы (Management Information System, MIS). Они предназначались для сбора данных из распределенных источников и подготовки на их основе типовых повторяющихся отчетов фиксированной формы. Фактически MIS – это первая концепция систем поддержки принятия решений, ориентированная на автоматизацию контрольных функций управления на операционном уровне. Безусловно, авторы постарались, и под выбранное название подпадают практически все информационные системы, которые могут быть использованы в управлении. Однако для MIS, как класса ПО, были очерчены вполне конкретные границы: консолидация данных из систем оперативного учета и выпуск «жестких» отчетов для менеджеров «на местах».

Замечу, что несмотря на удачное название, концепция MIS, просуществовавшая всего несколько лет, фактически не получила практической реализации. И уже в конце 60-х годов на смену MIS пришли системы поддержки принятия решений (Decision Support System, DSS), обогатившие управленцев автоматизированными инструментами для планирования и моделирования, что сразу подняло управленческие системы на уровень руководителей подразделений в организациях, говоря иначе – на тактический уровень управления. Еще одно достижение DSS – нерегламентированный анализ данных. В результате управленческие системы, помимо функций планирования и контроля, стали охватывать и функции анализа. В конечном счете это вылилось в конце 80-х годов ХХ века в трансформацию DSS в BI (Business Intelligence – бизнес-анализ). Агрессивный маркетинг BI заставил многих пользователей забыть о том, что BI – это только инструмент поддержки функций анализа, и привел к многочисленным попыткам применить BI там, где нужны инструменты для контроля или планирования. Именно этой подменой, а не проблемами с качеством BI-систем, объясняется высокий процент неуспешных BI-проектов, которые мы до сих пор наблюдаем, в том числе в российских банках.

На рубеже ХХ–ХХI столетий сформировался новый класс компьютеризированных систем управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, ВРМ). ВРМ поддерживают полный цикл управления финансовой результативностью бизнеса (планирование, контроль, анализ и регулирование), помогая устанавливать стратегические цели, осуществлять мониторинг и контроль их достижения, регулировать целевые показатели с учетом оптимального использования имеющихся ресурсов и максимизации внутренней результативности. Можно сказать, что современная ВРМ-система соединяет в себе MIS-платформу (хранилище данных для консолидации первичных данных из систем оперативного учета), компоненты DSS (набор ВРМ-приложений для преобразования учетных данных в управленческие показатели) и BI-инструменты для их всестороннего анализа. В результате интегрированные на уровне логической и методической модели компоненты обеспечивают информационную поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях управления организацией – стратегическом, тактическом и операционном.

Казалось бы, родительские по отношению к ВРМ концепции MIS и DSS утратили свою актуальность еще в прошлом веке. На повестке дня – технологии Business Intelligence и Business Performance Management. Но настоящую маркетинговую удачу, каковой без сомнений является аббревиатура MIS, с завидным постоянством можно услышать из уст руководителей банков или встретить в рекламных материалах ИТ-компаний.

Хочется надеяться, что это не опасное заблуждение, и вряд ли найдутся желающие ограничить возможности управленческой системы банка узким комплектом «твердых» неизменных отчетных форм. Однако вызывает сомнение, что ИТ-маркетологи, пропагандирующие MIS, не знакомы с историей и концепцией Management Information System. Тогда что же они предлагают российским банкам?