Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Cnews

Российские поставщики BPM лидируют по количеству компетенций

Аналитические и BPM-приложения, по данным Gartner, стабильно сохраняют лидирующие позиции среди приоритетов финансовых директоров международных компаний. На российском рынке систем класса Business Perfomance Management и коммерческих хранилищ данных больше всего заказчиков по-прежнему в финансово-кредитном секторе, где к тому же проникновение BPM-технологий можно считать наиболее глубоким. Несмотря на то, что российские поставщики уступают своим западным коллегам по размеру клиентской базы, по охвату состава профильных задач, автоматизацию которых им поручают заказчики, они значительно опережают «иностранцев».

Согласно прогнозу аналитической компании Gartner, в 2013 году мировые затраты на программное обеспечение достигнут 297 млн долларов – это на 3,5 % больше, чем в прошлом году. По рынку аналитических приложений и систем для управления эффективностью бизнеса эксперты своей оценки пока еще не обнародовали. Однако они отмечают, что этот класс ПО в «рейтинге приоритетов» корпоративной автоматизации по-прежнему занимает верхние строчки. В качестве подтверждения аналитики приводят данные ежегодного опроса финансовых директоров.

В частности, из 20 бизнес-областей, требующих особого внимания, первые 12 могут быть усовершенствованы благодаря инвестированию именно в инструменты бизнес-аналитики и управления эффективностью. Прежде всего, речь идет о проведении анализа и принятии решений (за эту задачу отдали свои голоса 59 % опрошенных); отслеживании текущих результатов деятельности (50 % опрошенных); управлении знаниями и совместной работой (45 %).

Особо стоит упомянуть об изменении в классификации ВРМ-приложений, на которую специалисты Gartner опираются при описании программных продуктов данного класса. В ее основе – разделение приложений по их назначению. Первая группа предназначена для обеспечения финансовой консолидации и поддержки закрытия отчетных периодов (financial consolidation and close). Вторая — для подготовки и публикации финансовой и управленческой отчетности (financial, management reporting and disclosure). Gartner выделяет и приложения для распределения затрат с высокой степенью детализации и расчета себестоимости с целью моделирования и оптимизации показателей прибыльности в различных аналитических разрезах (profitability modeling and optimization). Отдельным классом считаются приложения для стратегического управления, включая разработку стратегий и проведение стратегического планирования и прогнозирования (strategic planning and forecasting). Последняя группа предназначена для планирования и бюджетирования (budgeting), в первую очередь краткосрочного планирования доходов и расходов.

Ревизии подверглись две последние группы. Ранее программные средства для бюджетирования, планирования и прогнозирования рассматривались как равнозначные. Однако бюджетирование, как правило, выполняется финансовыми отделами и, в отличие от планирования и прогнозирования, редко носит стратегический характер. В результате последние были объединены с ИТ-инструментами стратегического управления.

Пальма первенства – у банков

Свою историю в России BPM-рынок отсчитывает с 2000 года. Именно тогда стартовали первые проекты автоматизации управленческих технологий. С тех пор и до сегодняшнего времени по количеству заказчиков BPM-решений первое место принадлежит банкам и финансовым учреждениям. Как и в прошлом году, вместе с финансовой отраслью свои высокие позиции в данном рейтинге сохраняют производство, ТЭК и торговля. 

Отраслевое распределение заказчиков, заключивших контракты на внедрение BPM-систем и коммерческих хранилищ данных в 2000−2012 гг. (в скобках  – изменение доли по сравнению с данными за 2000–2011 гг.)

Источник: Intersoft Lab, 2013

Приведенные выше данные дают общее представление об отраслях, использующих BPM-системы и коммерческие хранилища данных. А чтобы определить глубину проникновения BPM-технологий в ту или иную сферу экономики, следует посчитать, сколько проектов приходится на каждую их них.

Отраслевое распределение проектов по автоматизации различных управленческих задач в 2000−2012 гг.

Источник: Intersoft Lab, 2013

Из информации, представленной на двух приведенных выше диаграммах, можно сделать вывод, что финансово-кредитный сектор лидирует и по числу заказчиков, и по количеству внедрений различных BPM-приложений.

 

Поставщики и их доли: новый взгляд

Как и при определении уровня проникновения BPM-технологий, доли поставщиков BPM-систем и коммерческих хранилищ данных в этом обзоре были подсчитаны на основании количества проектов автоматизации. 

Доли поставщиков BPM-систем и коммерческих хранилищ данных в 2000–2012 гг.

Источник: Intersoft Lab, 2013

 

Как следует из диаграммы, зарубежным поставщикам принадлежит более половины рынка, однако стоит отметить, что, в отличие от долей, рассчитанных только по числу заказчиков, суммарная доля российских поставщиков возросла и теперь превышает 30 %. Лидерами рынка являются компании SAP, Oracle (с учетом проектов внедрения ПО компании Hyperion до ее поглощения корпорацией Oracle), Intersoft Lab и IBM Cognos.

Российские поставщики лидируют по охвату прикладных задач

Если проекты зарубежных вендоров ограничивались, как правило, решением всего одной задачи, то российским поставщикам практически у каждого из своих заказчиков удается автоматизировать достаточно широкий спектр различных задач в области управления эффективностью бизнеса. 

Соотношение числа проектов по реализации  различных бизнес-задач в 2000–2012 гг. в рамках сотрудничества с одним заказчиком российских и западных ИТ-поставщиков

Источник: Intersoft Lab, 2013

Так, две трети проектов, в которых на одной площадке было автоматизировано пять и более задач (среди них: финансовая консолидация, выпуск управленческой отчетности, бюджетирование и т. д.), исполнены российскими разработчиками. Когда же в одном банке автоматизируется не менее четырех задач, то у отечественных поставщиков таких проектов свыше трех четвертей.

Две чаши весов российского рынка BPM

Можно сказать, что на российском рынке BPM-систем между отечественными и западными поставщиками сложился зыбкий паритет. С одной стороны, на сегодняшний день «иностранцы» оказались более успешными в формировании клиентской базы, с другой — российские разработчики явно преуспели в плане имеющихся компетенций. Это выражается в разнообразии задач, автоматизацию которых им поручают заказчики.

Сложившаяся ситуация объясняется достаточно просто: во-первых, так исторически сложилось, во-вторых, свое негативное влияние оказали процессы слияний и поглощений, происходящие на мировом рынке BPM-систем. В какую сторону качнется чаша весов, чьи усилия окажутся более результативными – российских ли поставщиков, которые в обозримые сроки сумеют усилить свои бренды, или же их западных коллег, если они углубят свою прикладную экспертизу – покажет ближайшее будущее.