Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Bankir.ru

Автоматизация управления эффективностью – дань моде или осознанный выбор?

Для каких российских банков оснащение системами класса Business Performance Management (управление эффективностью бизнеса) является неотложной задачей?

Возраст программного обеспечения класса Business Performance Management (BPM) – более 10 лет. Не секрет, что реализация ВРМ-проекта в банке – удовольствие не из дешевых. Стоимость построения «среднего» по составу прикладных задач решения начинается от трех миллионов долларов, а «комплексного» – от пяти. По статистике пользователями ВРМ-систем к настоящему моменту являются немногим более 10 % российских кредитных организаций, причем не менее половины банков из них входят в Tоп-100. Так что же первично: это крупные банки такие богатые, что могут себе позволить потратиться на BPM, или же BPM помогает банкам стать эффективнее?

Начнем с того, что ВРМ относится к ИТ-системам поддержки принятия решений. «Принятие решений» – это всегда интеллектуальная деятельность руководителя, результатом которой становятся взвешенные решения, сформированные на основе разностороннего анализа имеющихся фактов. Уровень «поддержки» руководителя ИТ-системой измеряется в ценности порождаемых ею фактов. Факты, относящиеся к зоне ответственности ВРМ-системы, – финансовые показатели деятельности банка в таких областях управления, как планирование основной деятельности и неоперационных расходов, контроль исполнения АХР, расчет финансовых результатов, в том числе прибыльности бизнес-подразделений, банковских продуктов и клиентов, вычисление себестоимости бизнес-процессов и продуктов, оценка рисков и подготовка регуляторной отчетности. Ценность этих фактов детерминируется достоверностью, точностью и скоростью (своевременностью) их получения из ВРМ-системы.

Вот ситуация из нашей проектной практики: финансовый директор одного из российских банков лоббировал привлечение крупного синдицированного кредита, поскольку из подаваемых ему отчетов следовал вывод о вероятности проблем с ликвидностью. Расчет же показателей ликвидности после внедрения ВРМ-системы показал, что необходимости в займе не было. В результате банк понес неоправданные расходы на погашение процентов по кредиту. Потерь этих можно было избежать, если бы ИТ-система заменила «рукотворные» отчеты, и подготовленная ей «статистика» оказалась на руках финансового директора чуть раньше, что дало бы ему возможность принять свое решение на основе достоверных фактов.

Вы спросите: почему же большинство банков до сих пор использует Excel в качестве основного инструмента подготовки управленческой и риск-отчетности? Отвечу: потому что у банков объемы данных, подлежащих обработке в целях построения финансовых отчетов, разные. Уровень данных, которые имеют сегодня крупные, особенно розничные банки, в сравнении с банками третьей-четвертой сотни – радикально разные вещи. Кроме того, эти данные чрезвычайно разнообразные и детализированные. Одним, действительно, достаточно мощности Excel’я и ручного контроля правильности обрабатываемой информации. Другим необходимы современные технологии интеграции, управления данными, в том числе управления НСИ, обеспечения качества данных, а также инструментарий для решения прикладных задач управления: классификации данных аналитическими признаками, трансформации, автоматической корректировки, вычисления трансфертной платы за ресурсы и выполнения аллокаций накладных расходов и др.

Кроме того, не будем забывать, что ВРМ-система – это всего лишь инструмент, а принятие решения – функция человеческого интеллекта. Формируя собственную модель принятия решений, руководитель опирается на корпоративную (существующую в банке) и собственную (накопленную эмпирическим путем) культуру эффективности. И между ними может существовать значительный разрыв.

Таким образом, потребность в ВРМ-системе в банке формируется под влиянием двух факторов: субъективного (культуры эффективности) и объективного (формальных характеристик банковского бизнеса, прежде всего его масштаба и объемов данных).

Проанализируем актуальность приобретения банком ВРМ-системы, исходя из субъективных (вертикальная ось) и объективных (горизонтальная ось) предпосылок.

Что же следует из схемы? Какие банки нуждаются в скорейшем оснащении ПО для управления эффективностью бизнеса, а в каких такой насущной потребности пока нет?

·        «Безусловно актуально» – для крупного банка с высокой культурой эффективности. В таком банке управленческие процессы выстроены либо есть согласованное мнение руководства о направлениях их совершенствования. Банк активно участвует в организационных изменениях и совершенствовании ИТ-ландшафта, без которых невозможно успешное внедрение ВРМ. В результате банк получит возможность поднять технологии финансового управления на новый качественный уровень: тонко управлять процентной политикой, комиссионной политикой и затратами на основе оценки себестоимости бизнес-процессов и банковских продуктов.

·        «Актуально для бизнеса с амбициозными планами роста» – для банка с высокой культурой эффективности топ-менеджмента, нацеленного на стремительную рыночную экспансию. Текущая организация процессов принятия решений может иметь много изъянов, но у руководства сформировано стратегическое видение целевой модели управления и важности ее роли в реализации бизнес-стратегии роста. Заказчик готов к переменам, в результате которых банк существенно изменит свою систему финансового управления, наведет в ней порядок, создаст прозрачные правила оценки доходности и мотивации персонала, заложит основу для контроля за быстрым развитием новых бизнес-направлений.

·        «Актуально при смене руководящей команды» – в крупных банках, переживающих спад бизнеса. ВРМ-система может стать опорой и «единой точкой правды» для обновленной управленческой команды, которая призвана сломать неэффективные бизнес-процессы, а взамен выстроить новые, опирающиеся на точные, достоверные и оперативно доступные параметры роста банковского бизнеса.

·        «Отсутствует объективная необходимость» – для малых и средних банков, ориентированных на работу на сложившихся рынках. Excel и собственные ИТ-разработки для выполнения расчетов и подготовки отчетности с большой долей вероятности закрывают все потребности банка в получении информации для принятия решений. Внедрение ВРМ-системы в такой ситуации неоправданно усложнит налаженные управленческие процессы, а эффект от ее использования не окажет заметного влияния на точность финансовых показателей.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов «цену вопроса». Возможностей потратиться на ВРМ у крупного банка в большинстве случае больше, чем у менее масштабных коллег. Но, как мы уже констатировали, потребность в ВРМ есть не только у финансовых великанов. На первое место в принятии решения о внедрении современных ВРМ-технологий следует все же поставить видение владельцами и топ-менеджментом стратегии развития банковского бизнеса и культуры управления эффективностью, которая в финансовой отрасли является основой и ключевым инструментом для реализации бизнес-планов.