Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Автоматизация управления эффективностью – дань моде или осознанный выбор?

В «Клубе экспертов» (Bankir.Ru) Ю. Амириди, зам. генерального директора Intersoft Lab, разъясняет, какие банки пока не нуждаются в BPM-системах, а каким они помогут решить их насущные задачи бизнеса.

Для каких российских банков оснащение системами класса Business Performance Management (управление эффективностью бизнеса) является неотложной задачей?

Возраст программного обеспечения класса Business Performance Management (BPM) – более 10 лет. Не секрет, что реализация ВРМ-проекта в банке – удовольствие не из дешевых. Стоимость построения «среднего» по составу прикладных задач решения начинается от трех миллионов долларов, а «комплексного» – от пяти. По статистике пользователями ВРМ-систем к настоящему моменту являются немногим более 10 % российских кредитных организаций, причем не менее половины банков из них входят в Tоп-100. Так что же первично: это крупные банки такие богатые, что могут себе позволить потратиться на BPM, или же BPM помогает банкам стать эффективнее?

Начнем с того, что ВРМ относится к ИТ-системам поддержки принятия решений. «Принятие решений» – это всегда интеллектуальная деятельность руководителя, результатом которой становятся взвешенные решения, сформированные на основе разностороннего анализа имеющихся фактов. Уровень «поддержки» руководителя ИТ-системой измеряется в ценности порождаемых ею фактов. Факты, относящиеся к зоне ответственности ВРМ-системы, – финансовые показатели деятельности банка в таких областях управления, как планирование основной деятельности и неоперационных расходов, контроль исполнения АХР, расчет финансовых результатов, в том числе прибыльности бизнес-подразделений, банковских продуктов и клиентов, вычисление себестоимости бизнес-процессов и продуктов, оценка рисков и подготовка регуляторной отчетности. Ценность этих фактов детерминируется достоверностью, точностью и скоростью (своевременностью) их получения из ВРМ-системы.

Вот ситуация из нашей проектной практики: финансовый директор одного из российских банков лоббировал привлечение крупного синдицированного кредита, поскольку из подаваемых ему отчетов следовал вывод о вероятности проблем с ликвидностью. Расчет же показателей ликвидности после внедрения ВРМ-системы показал, что необходимости в займе не было. В результате банк понес неоправданные расходы на погашение процентов по кредиту. Потерь этих можно было избежать, если бы ИТ-система заменила «рукотворные» отчеты, и подготовленная ей «статистика» оказалась на руках финансового директора чуть раньше, что дало бы ему возможность принять свое решение на основе достоверных фактов.

Вы спросите: почему же большинство банков до сих пор использует Excel в качестве основного инструмента подготовки управленческой и риск-отчетности? Отвечу: потому что у банков объемы данных, подлежащих обработке в целях построения финансовых отчетов, разные. Уровень данных, которые имеют сегодня крупные, особенно розничные банки, в сравнении с банками третьей-четвертой сотни – радикально разные вещи. Кроме того, эти данные чрезвычайно разнообразные и детализированные. Одним, действительно, достаточно мощности Excel’я и ручного контроля правильности обрабатываемой информации. Другим необходимы современные технологии интеграции, управления данными, в том числе управления НСИ, обеспечения качества данных, а также инструментарий для решения прикладных задач управления: классификации данных аналитическими признаками, трансформации, автоматической корректировки, вычисления трансфертной платы за ресурсы и выполнения аллокаций накладных расходов и др.

Кроме того, не будем забывать, что ВРМ-система – это всего лишь инструмент, а принятие решения – функция человеческого интеллекта. Формируя собственную модель принятия решений, руководитель опирается на корпоративную (существующую в банке) и собственную (накопленную эмпирическим путем) культуру эффективности. И между ними может существовать значительный разрыв.

Таким образом, потребность в ВРМ-системе в банке формируется под влиянием двух факторов: субъективного (культуры эффективности) и объективного (формальных характеристик банковского бизнеса, прежде всего его масштаба и объемов данных).

Проанализируем актуальность приобретения банком ВРМ-системы, исходя из субъективных (вертикальная ось) и объективных (горизонтальная ось) предпосылок.

Что же следует из схемы? Какие банки нуждаются в скорейшем оснащении ПО для управления эффективностью бизнеса, а в каких такой насущной потребности пока нет?

·        «Безусловно актуально» – для крупного банка с высокой культурой эффективности. В таком банке управленческие процессы выстроены либо есть согласованное мнение руководства о направлениях их совершенствования. Банк активно участвует в организационных изменениях и совершенствовании ИТ-ландшафта, без которых невозможно успешное внедрение ВРМ. В результате банк получит возможность поднять технологии финансового управления на новый качественный уровень: тонко управлять процентной политикой, комиссионной политикой и затратами на основе оценки себестоимости бизнес-процессов и банковских продуктов.

·        «Актуально для бизнеса с амбициозными планами роста» – для банка с высокой культурой эффективности топ-менеджмента, нацеленного на стремительную рыночную экспансию. Текущая организация процессов принятия решений может иметь много изъянов, но у руководства сформировано стратегическое видение целевой модели управления и важности ее роли в реализации бизнес-стратегии роста. Заказчик готов к переменам, в результате которых банк существенно изменит свою систему финансового управления, наведет в ней порядок, создаст прозрачные правила оценки доходности и мотивации персонала, заложит основу для контроля за быстрым развитием новых бизнес-направлений.

·        «Актуально при смене руководящей команды» – в крупных банках, переживающих спад бизнеса. ВРМ-система может стать опорой и «единой точкой правды» для обновленной управленческой команды, которая призвана сломать неэффективные бизнес-процессы, а взамен выстроить новые, опирающиеся на точные, достоверные и оперативно доступные параметры роста банковского бизнеса.

·        «Отсутствует объективная необходимость» – для малых и средних банков, ориентированных на работу на сложившихся рынках. Excel и собственные ИТ-разработки для выполнения расчетов и подготовки отчетности с большой долей вероятности закрывают все потребности банка в получении информации для принятия решений. Внедрение ВРМ-системы в такой ситуации неоправданно усложнит налаженные управленческие процессы, а эффект от ее использования не окажет заметного влияния на точность финансовых показателей.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов «цену вопроса». Возможностей потратиться на ВРМ у крупного банка в большинстве случае больше, чем у менее масштабных коллег. Но, как мы уже констатировали, потребность в ВРМ есть не только у финансовых великанов. На первое место в принятии решения о внедрении современных ВРМ-технологий следует все же поставить видение владельцами и топ-менеджментом стратегии развития банковского бизнеса и культуры управления эффективностью, которая в финансовой отрасли является основой и ключевым инструментом для реализации бизнес-планов.

Автор: Ю. Амириди

Источник: Bankir.Ru, 2012, 7 сентября ("Клуб экспертов")