Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Сайт Ассоциации российских банков

Бизнес-аналитика в российских банках: новые тренды

Переход к управлению прибыльностью на основе специализированных ИТ и трансформация роли финансового департамента как стратегического партнера банка - главные зарождающие тренды на рынке CPM-автоматизации.

Бизнес-аналитика устойчиво удерживает верхние позиции в списке наиболее востребованных инструментов корпоративной автоматизации. Так, согласно последнему исследованию компании IDC, посвященному российскому рынку программного обеспечения информационных систем управления предприятием, по итогам 2016 года на эти аналитические инструменты наряду с приложениями для управления ресурсами предприятия приходилось две трети рынка.

Оценку ситуации на рынке банковской бизнес-аналитики и перспектив ее развития уместно провести с учетом мировых трендов развития ИТ и текущего состояния банковской отрасли.

По прогнозу компании Gartner, в 2017 году объем мирового рынка средства бизнес-аналитики и аналитического ПО достигнет 18,3 млрд долларов, что 7,3% выше показателя предыдущего года. Что же касается банковского сектора, то как следует из отчета Банка России о развитии отрасли в 2016 году, чистая прибыль кредитных организаций по сравнению с предыдущим годом резко выросла и составила 930 млрд руб.

Безусловно, эти макроэкономические факторы могут создать благоприятные предпосылки для дальнейшего роста сегмента банковской бизнес-аналитики, восстановление которого началось в 2016 году (см. Бизнес-аналитика в российских банках: дно пройдено). Действительно, по данным маркетинговой службы компании Intersoft Lab количество новых заказчиков CPM-систем (Corporate Performance Management) в первой половине 2017 года во всех отраслях приблизилось к показателям за аналогичный период 2016 года, а в финансовой отрасли выросло на 20%. Важно подчеркнуть, что это предварительные данные, полученные из открытых источников, и по итогам года рост CPM-рынка, очевидно, окажется еще выше.

Локомотивом спроса являются кредитные учреждения, более того, если проводить исторический анализ, видно, что в 1-й половине текущего года их доля существенно выросла.

Наступивший год оказался благоприятным для отечественных разработчиков, как и ранее, они удерживают порядка двух третий рынка, а в банковской отрасли их совокупная доля превышает 80%. Доля компании Intersoft Lab по количеству проектов составила 43%.

Переломный тренд текущего года - усиление спроса на функциональность для управления прибыльностью. Программные продукты, предназначенные для поддержки этой задачи, поднялись на второе место с последней позиции, которую они занимали в 2016 году. На их долю приходится порядка четверти стартовавших проектов.

Как и в прошлом году, первое место в рейтинге наиболее востребованных CPM-технологий по-прежнему удерживают приложения для управления операционной эффективностью - инструменты для подготовки аналитической, финансовой и управленческой отчетности (38%).

Наряду с автоматизацией управления прибыльностью достаточно высоким спросом пользуются и ИТ-решения для планирования и бюджетирования. Доля проектов по их внедрению составляет 25%. Наконец, в отличие от прошлого года, наблюдается снижение запросов на средства для риск-контроля и подготовки регуляторной отчетности (12%).

Необходимость проводить детальный анализ источников формирования прибыли актуальна не только в российских банках, но и в зарубежных кредитных учреждениях. Согласно опросу финансовых директоров, который провела консалтинговая компания Kaufman, Hall & Associates, LLC в конце 2016 года, а три четверти опрошенных отмечают наличие «белых пятен» в понимании того, как формируется прибыль. Поэтому неудивительно, что наиболее приоритетной задачей в 2017 году будет получение оценки прибыльности в различных аналитических разрезах. Об этом заявило подавляющее большинство финансовых топ-менеджеров (73%).

Как отмечают авторы этого исследования, приоритетность управления прибыльностью требуют значительных культурных изменений в самом финансовом институте. По их мнению, эффективным подходом может оказаться установка четкой связи между размером вознаграждений и полученной прибылью, а также создание управляющего комитета по управлению прибыльностью - межфункционального органа, ответственного за формирование методик, мониторинг и оценку показателей прибыльности и внесение необходимых изменений в работу банка. Несмотря на очевидную необходимость этих мер, менее половины банков используют показатели прибыльности как основу для расчета компенсационных пакетов своих сотрудников, и лишь 27% сформировали упомянутую службу.

Вызывает нарекания у финансовых руководителей зарубежных банков и подготовка управленческой отчетности: лишь 10% опрошенных удовлетворены тем, как решается эта задача. В этой связи весьма показательны результаты исследования компании KPMG и ассоциации профессионалов в области финансов и учета (ACCA, Association of Chartered Certified Accountants), посвященного проблематике подготовки управленческой отчетности. Как оказалось, отчетная информация, которую формируют в финансовых службах, часто не отвечает потребностям бизнес-подразделений. По мнению авторов исследования, она, как правило, носит «базовый» характер, т.е. не дает возможность провести детальный анализ прибыльности - оценить эффективность различных клиентских сегментов, доходность продуктов и т.д. В итоге потенциальные потребители финансовой информации вынуждены самостоятельно готовить интересующую их отчетность.

Чтобы решить эту проблему, эксперты рекомендуют задействовать специализированные средства, что в конечном счете повысит значимость финансовой службы– финансисты смогут сфокусироваться на анализе и подготовке рекомендаций, т.е. трансформироваться из поставщиков базовой финансовой информации в стратегических партнеров бизнеса. Именно эта задача сейчас стоит перед финансовыми директорами зарубежных кредитных учреждений.

Можно говорить о том, что в российских банках уже начался постепенный переход к формированию этой новой роли финансового управляющего, когда последние несколько лет CPM-системы ставятся источником управленческой информации не только для финансового департамента, но и для бизнес-подразделений.

Ближайшее будущее покажет, окажутся ли когерентными CMP-тренды, происходящие в российских и зарубежных банках: насколько быстро произойдет трансформация роли финансового департамента и станет ли управление прибыльностью на основе специализированных ИТ-инструментов стратегическим фокусом кредитных учреждений.