Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Сайт Ассоциации российских банков

Бизнес-аналитика в российских банках: дно пройдено

Ситуацию на рынке бизнес-аналитики в отдельно взятом отраслевом сегменте целесообразно рассматривать через призму мировых трендов развития ИТ и текущего состояния банковской отрасли. Бизнес-аналитика остается одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового рынка ИТ, показатель совокупного среднегодового темпа роста (CAGR - compound annual growth rate) которого в период с 2016 по 2021 годы прогнозируется на уровне 8 - 10%. При этом мировой рынок бизнес-аналитики растет не только в объемах, но и качественно трансформируется, превращаясь, по оценкам Gartner, из рынка систем, ориентированных на ИТ-специалистов, в рынок систем самообслуживания бизнес-пользователей.

Стоит ли примерять мировые тренды к российскому рынку бизнес-аналитики в текущей экономической ситуации? Безусловно, да. Эксперты констатируют, что в рублевом выражении рынок российского ПО и сервисов в сфере ИТ показал достаточную устойчивость к кризису. Темпы падения российского рынка ИТ в целом замедляются (Минэкономразвития приводит оценку -1.7% по 2016 году против -8.8% для 2015года), отдельных сегментах наблюдается рост. По данным маркетинговой службы компании IntersoftLab, проводящей мониторинг отечественного рынка систем бизнес-аналитики на протяжении последних 15 лет, годовой прирост рынка по количеству проектов в 2016 году составил почти 50%, по банковскому сегменту - около 40%. Очевидна устойчивая положительная динамика.

Лидирующими по количеству проектов бизнес-аналитики по-прежнему являются предприятия торговли, страхования, финансовый сектор и банки (на долю последних приходится более 40% проектов, стартованных в 2016 году).

На структуру рынка влияет экономическая неопределенность, которая  вынуждает российские компании занимать выжидательную позицию по отношению к инвестициям в ИТ. Количество новых заказчиков комплексных CPM-решений и инициированных ими проектов в 2016 году выросло незначительно, однако за последний год отмечается существенный рост количества бюджетных проектов на базе программного обеспечения, реализующего выборочную CPM-функциональность (модули бюджетирования и отчетности в составе ERP, простейшие инструменты BI). Это свидетельствует о том, что компании всех отраслей признают ценность подобных инструментов для улучшения управляемости бизнеса в непростой экономической ситуации и делают ставку на автоматизацию наиболее «горячих» задач управления операционной эффективностью.

Интересно, что для банковской отрасли характерен более системный подход к формированию ИТ- инфраструктуры. Банки существенно реже, чем предприятия других отраслей используют продукты-заменители CPM. Так, если на долю банков приходилось около половины комплексных CPM-проектов в 2015 году, то в текущем году - это уже ¾ проектов. Можно говорить о том, что рынок бизнес-аналитики для банков достиг уровня 2013 года и полностью преодолел критическое падение.

Проведший год показал, что инструменты бизнес аналитики и бизнес—анализа по-прежнему востребованы прежде всего крупными финансовыми организациями. Почти 70% российских банков, принявших решение о старте соответствующих проектов в 2016 году – это банки первой сотни по объему активов. Причем, если в 2015 году две трети проектов бизнес-аналитики в банках из ТОП 100 приходились на долю крупнейших 50 банков, то в 2016 году количество проектов делится примерно поровну между банками, занимающими 1-50 и 51-100 места в рейтинге. Около 10% проектов приходится на долю кредитных организаций четвертой сотни, замыкающих рейтинг. Это подтверждает, что системы бизнес-аналитики постепенно выходят за рамки «элитарного круга» банков и становятся все более доступным и популярным инструментом поддержки управленческих решений в финансовой отрасли.

2016 год остался благоприятным для отечественных разработчиков, их доля оказалась немногим менее 75%, а в банковской отрасли приблизилась к 90%. По итогам 2016 года доля компании Intersoft Lab по количеству реализованных проектов составила 44%.

Анализ рынка в разрезе востребованной банками CPM-функциональности, показал, что рейтинг снова возглавили инструменты управления операционной эффективностью, включающие средства формирования управленческой, финансовой и аналитической портфельной отчетности. На их долю приходится почти треть проектов. Наибольшая положительная динамика наблюдается для решений в области планирования и бюджетирования их доля возросла в 2016 году до рекордных до 33%. Достаточно стабилен спрос на регуляторную отчетность и управление рисками, он, как и в прошлом году, составляет порядка 25%. А вот спрос на проекты в области управления прибыльностью сократился до 8% и вернулся к уровню периода 2010-2012 годов. Ближайшее будущее покажет, насколько устойчивы данные тенденции.

Медведева М.Б., к.э.н., профессор Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации:

"Сегодня банки учатся не только выживать, балансируя на грани безубыточности, но и эффективно работать. Работать с клиентами, с регулятором, с данными. Определенные положительные сдвиги есть. По данным ЦБР финансовый результат за девять месяцев 2016 г. в пять раз превысил аналогичный показатель прошлого года, прибыльными оказались 67% кредитных организаций. Однако, ситуация в банковском секторе остается непростой, большинство банков испытывает проблемы с качеством кредитного портфеля и капитализацией. На повестке дня стоят задачи корректной оценки и прогнозирования рисков, показателей ликвидности, расчета финансового результата и обеспечения должного качества данных для регуляторной и управленческой отчетности. Это классические задачи CPM, решать которые удобнее и надежнее с помощью современных ИТ-инструментов. А значит рынок CPM-решений далек от насыщения. Думаю, что на фоне улучшения финансовых показателей вырастет и решимость банков инвестировать в инструменты бизнес-аналитики".