Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Поглощения и слияния на рынке OLAP к исходу первого полугодия нового тысячелетия

При взгляде на сообщество поставщиков OLAP, на ум сразу приходит известный стишок про дом, который построил Джек. Компании приобретают друг друга и продаются иногда по несколько раз за пятилетку. Как же это происходит и каков результат всех этих пертурбаций к исходу первого полугодия нового тысячелетия?

Один из лидеров рынка OLAP-продуктов, компания SPSS, в феврале 2001 года приобрела за 82,3 миллиона долларов корпорацию ShowCase, специалиста по технологиям Хранилищ данных на базе AS/400. Однако еще в конце прошлого года представители SPSS заявили, что их итоги за последний квартал 2000 года будут ниже, чем ожидалось, ввиду ряда сложностей, связанных как с изменениями курса валют, так и с тем, что приобретение компании ShowCase потребовало достаточного большого объема внимания руководства компании.

Знаменитый первопроходец в области EIS, компания Pilot Software, еще в сентябре 2000 года в очередной раз сменила "хозяина", на этот раз попав в руки Accrue Software за сумму, близкую к 19 миллионам долларов. Технологии Pilot OLAP призваны заменить в web-аналитических приложениях компании Accrue лицензированное программное обеспечение MicroStrategy. Прежде чем получить от своего приобретения какую-либо выгоду, новому владельцу также пришлось столкнуться со снижением прибыли - в последнем квартале прошлого года доходы компании Accrue оказались ниже даже предварительных и существенно заниженных показателей, предсказанных аналитиками, что очень не понравилось владельцам, и в результате чего генеральный директор Accrue лишился своего кресла.

В целом, компания Pilot Software, созданная в 1983 году, в независимом состоянии прожила около 11 лет, первый раз "продавшись" только в 1994 году компании D&B. Однако лиха беда начало. С этого момента Pilot Software практически ни у одного из "хозяев" не продержалась долее трех лет. В 1996 году она перешла к Cognizant, которая в 1997 продала ее Platinum Equity Holdings, а затем уже на сцену вышел ее нынешний владелец, Accrue. Естественно, пройдя через столько рук, компания ощутимо потеряла в весе и объеме. К августу 2000 года в ней оставалось всего 65 сотрудников из 350-ти, работавших в Pilot Software в середине 90х годов. Новый владелец предполагает оставить наименование компании только в продуктах, так как в качестве наименования отдельной компании обесценившееся имя Pilot Software уже полностью себя исчерпало. Кроме того, Accrue планирует использовать широкую дистрибуторскую сеть в том числе и для распространения собственных web-аналитических продуктов. При этом продукты Pilot не будут продаваться через службу прямых продаж компании Accrue.

Другой поставщик OLAP-средств, Decision·ism, был приобретен компанией Broadbase Software, одним из ведущих провайдеров решений Intelligent Customer Interaction за сумму в 10,5 миллионов долларов. Компании Decision·ism на протяжении ее жизни никак не удавалось позиционировать себя в каком-либо определенном секторе рынка. После приобретения выпуск ее продукта Aclue был приостановлен. В свою очередь сам новый владелец 29 июня 2001 года объединился с компанией Kana Communications, одним из лидеров в области поставки решений управления отношениями с клиентами в масштабах предприятия (customer enterprise relationship management, eCRM). Результат объединения также назван Kana. Объединенная компания планирует немедленной выйти на рынок с собственным решением в области eCRM.

Еще в августе 1999 года компания Brio Technology закончила процесс приобретения SQRIBE Technologies. Пятеро из восьми руководителей новой компании перешли туда из Brio. Объединенная линейка продуктов была переименована в Brio ONE. Как и в прочих случаях, ни к чему хорошему сие слияние не привело, прибыли убыли, а основатель и генеральный директор Brio, Йорген Эдхольм (Yorgen Edholm) расстался со своей должностью.

Computer Associates купила Sterling Software в апреле 2000 года за 4 миллиарда долларов. Никогда ранее софтверная компания не приобреталась за такую большую сумму. Как и ожидалось, последовали массовые увольнения, как по собственному желанию, так и без оного. Кроме того, сама новообретенная компания до вхождения в Computer Associates в сентябре 1999 года приобрела за 168 миллионов долларов Information Advantage, которая, в свою очередь, за год до этого включила в свой состав компанию IQ Software. В связи с этим, будущее OLAP-технологий, приобретенных Computer Associates, не внушает ни малейшего оптимизма. Эта компания уже владела компанией DecisionBase (в оригинале носившей название Prodea Beacon), влившейся в состав CA вместе с приобретением последней в середине 1999 года технологии Platinum и ранее владевшей компаниями Stratagem, позднее переименованной в Acumate, и ныне покойной Compete!. Ни один из приобретенных OLAP-продуктов не получил развития под властью CA. Очевидно, OLAP-продукты Information Advantage ждет не менее печальная участь. В 1999 году они уже начали терять свои позиции на рынке, и дальнейшее разрушение компании и уход персонала, вызванный сменой владельца, в 2000 году ухудшил и так не блестящую ситуацию. Безусловно, способность компании разрабатывать, продавать и проводить маркетинг для принадлежавшей ей линейки продуктов EUREKA сегодня сегодня сведена практически на нет, поэтому сам продукт можно считать безвременно ушедшим от нас в самом расцвете сил.

И наконец, хорошо знакомый нашим читателям поставщик решений в области бизнес-анализа (BI) для электронной коммерции Business Objects за сумму около 15 миллионов долларов в апреле 2000 года приобрел канадскую компанию OLAP@Work, разработчика высокофункциональных OLAP-средств подготовки отчетов. Business Objects заявлял, что будет продолжать осуществлять маркетинг и поддержку текущей линейки продуктов OLAP@Work, а, кроме того, планирует интегрировать эту технологию в собственные продукты. Около половины сотрудников и все руководители OLAP@Work ранее работали в компании Cognos, главном конкуренте Business Objects.

Почему же крупные покупатели не используют свои дорогостоящие приобретения? Можно предположить, что компании стараются убить сразу двух зайцев - приобретение актуальных технологий, которые они затем встраивают в собственные продукты, и аккуратная "прополка" своего конкурентного "огорода", постоянно зарастающего мелкими активными компаниями, со свежими идеями и силами бросающимися на завоевание и отвоевывание собственной клиентуры. Вполне вероятно, что разовая покупка и внедрение чужих технологий оказывается мероприятием более выгодным, чем многолетние попытки обогнать такие фирмы собственными силами. А впрочем, время покажет.